Всё о первых днях жизни малыша: уход, дом, роддом, тонкости, нюансы, возникающие вопросы. Когда новорожденные начинают видеть? Особенности зрения Отчего новорожденный

Ну вот, наконец, наступил долгожданный момент, когда молодые родители забирают новорожденного ребенка домой. Склонившись над кроваткой, мама и папа разглядывают свое ненаглядное чадо.

И тут возникает закономерный вопрос. А видит ли малыш своих родителей и слышит ли он звуки, со скольки новорожденные начинают видеть и слышать? Да, конечно, не все сразу начинают разбираться в особенностях детского организма. Особенно если рождается первенец. Ниже постараемся дать ответ на вопрос о том, когда начинает видеть и слышать новорожденный.

Что со слухом

Многим знакома ситуация, когда, еще находясь в роддоме и потом уже дома, малыш спит, даже при громких разговорах, плаче других детей или других подобных звуках. Родители задаются вопросом о том, через сколько новорожденные начинают видеть и слышать.

Врачи уже давно установили, что слух развивается еще при внутриутробном развитии. Уже с 17 недели беременности малыш способен слышать определенные звуки, производящиеся материнским организмом.

Многие считают, что как только ребенок родился, он ничего не слышит, и родители часто задают вопрос о том, когда новорожденный начинает видеть и слышать.

Малыш способен слышать звуки. Только в силу физиологических особенностей он не реагирует на тихие и негромкие. Но если чем-то резко хлопнуть, ребенок вздрагивает.

Соблюдайте тишину

Интересный факт! Уже через несколько часов после рождения малыш по-разному реагирует на голоса. При звуках маминого голоса ребенок успокаивается.

Сейчас всем новорожденным проверяют слух еще в родильном доме специальным прибором. Обследование повторяется, когда ребенку исполнится 1 месяц, но уже в поликлинике.

В любом случае малыш вскоре начинает реагировать на множество звуков. И если совсем недавно он мог спать и в шумной комнате, в месяц уже следует обеспечить ребенку тихое помещение для отдыха.

Не стоит думать, что если чадо не реагирует на звуки, то можно и телевизор погромче включить. В таком случае сон ребенка будет поверхностным и малыш полноценно не отдохнет. Не кричите и не издавайте возле него резких звуков. Этим вы вызовете беспокойство и плач малыша.

Развиваем слух

Практически с самого рождения, когда начинает видеть и слышать новорожденный, с ним можно заниматься развитием слуховых способностей.

Для этого просто как можно чаще разговаривайте с крохой, пойте ему детские песенки и потешки. Избегайте резких звуков, в особенности криков и скандалов.

Часто родители включают фоном телевизор, считая это развлечением для себя. Но не стоит увлекаться этим или делать слишком громкий звук. Такая нагрузка слишком сильная для малыша, может вызвать у него переутомление и, соответственно, капризы, плохой сон и плач.

А что малыш видит

Конечно, любую маму волнует вопрос о том, когда начинают видеть и слышать новорожденные дети. Женщина наклоняется над обожаемым карапузом и думает, а видит ли ее малыш.

В родильном доме глазки малышам проверяют с помощью светового луча. При попадании света нормально развитый зрачок уменьшается.

Новорожденный не способен пока различать предметы, но может видеть светлые и темные пятна. Но уже буквально через месяц ребенок будет видеть черты окружающих предметов с расстояния около 30 см.

Поэтому при подвешивании игрушек или показе погремушек всегда рекомендуют придерживаться данного расстояния. Но вот мир малыша в это время черно-белый.

Современные издатели книжек для малышей даже выпускают экземпляры с черно-белыми картинками.

В любом случае, в то время, когда начинает видеть и слышать новорожденный, самым любимым звуком будет голос мамы. А наиболее интересный предмет, привлекающий малыша, - лицо. Причем многие психологи даже рекомендуют на время бодрствования малыша закреплять в поле его видимости нарисованное изображение лица.

Как развивается зрение

Задав вопрос педиатру о том, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, мамы поймут, что в возрасте до 1 месяца нет смысла показывать ребенку разноцветные игрушки. Ведь сейчас в глазах малыша все черно-белое.

Прогрессивные производители даже стали уже выпускать такие игрушки. Особенно привлекают внимание полосатые вещи.

1-3 месяца

Если сравнивать со взрослым, то уровень зрения малыша составляет 50% от нормального варианта. Постепенно появляется способность различать световые пятна. Можно показывать разноцветные игрушки, но в черно-белых тонах они больше привлекут внимание ребенка.

3-6 месяцев

Зная, во сколько новорожденный начинает видеть и слышать, можно правильно строить свои занятия. Так, в три месяца малыш способен отличить красный и желтый цвета. Поэтому показывайте погремушки с преобладанием именно этих оттенков.

В три-четыре месяца можно вешать разноцветный мобиль. Помимо тихого звукового сопровождения, на которое уже реагирует малыш, такая игрушка привлечет его яркими узорами. Очень интересуют ребенка в этом возрасте различные росписи вроде жестовской или хохломы.

После 4 месяцев малыш способен различать такие основные цвета, как красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

Оттенки глаз еще не способен отличить. Да и в более старшем возрасте этому необходимо учить. Ведь многие взрослые, особенно мужчины, мало ориентируются в таких цветах, как бирюзовый, лиловый или салатовый.

6 месяцев

Зрение становится бинокулярным. Это значит, что все видимое глазами малыша объединяется в одну картинку.

Почему глазки косят

Понятно, что когда начинает видеть и слышать новорожденный, есть очень важные моменты. И много вопросов возникает именно по поводу зрения и слуха.

Так, порой глазки новорожденного косят. Это очень беспокоит родителей. Но когда начинают видеть и слышать новорожденные дети, часто происходят вещи, немного пугающие, но в тоже время в действительности совсем не страшные.

Это же относится к немного косящим глазам. Если такое явление носит редкий характер, беспокоиться не о чем.

Это связано с тем, что картинка не считывается одновременно двумя глазами. Видимое объединится в одну картинку только ближе к 6 месяцам.

Но, несмотря на это, если глазки косят постоянно, необходима консультация офтальмолога. Только врач сможет провести обследование и успокоить маму или назначить вовремя лечение. В таком маленьком возрасте зрение можно легко скорректировать. Главное - вовремя заметить проблему.

Понятно, что когда новорожденный начинает видеть и слышать, все эти важные вопросы касаются всех новоиспеченных родителей. Необходимо понимать, что слух и зрение малыша появляются уже с рождения. Необходимо правильно их развивать и не допускать ошибок.

Появление малыша - бесспорно, значительное событие для родителей, стресс, сопровождающийся шквалом положительных эмоций. У взрослых всегда возникает вопрос, когда ребёнок начинает видеть, во сколько месяцев он узнаёт маму и папу. Суждение о том, что после рождения в первые дни дети ничего не видят и не слышат, ошибочное. Некоторые роженицы думают, что развитие слуха, зрения происходит постепенно, но не все знают, что формирование биологических органов развивается у детей по-разному.

Глазки младенца намечаются в утробе матери к восемнадцатой неделе беременности. Уже в 7 месяцев у малыша формируется глазное яблоко. После появления, когда новорождённый начинает щурить глазки, - это означает, что у него нормальная реакция организма на свет. В первые часы и дни детям обеспечивают приглушённое освещение, это помогает им постепенно адаптироваться. После рождения грудничок воспринимает мир расплывчатыми неясными очертаниями.

  • Когда малыш появляется, он ощущает свет.
  • В первый месяц туманные и нечёткие объекты становятся для него более понятными, малыш может следить за перемещением взрослых.
  • В 3-4 месяца младенец останавливает взгляд на игрушках.
  • В 5-6 месяцев малыш сколько угодно наблюдает за окружающими предметами, узнаёт близких.

Физиологические функции у грудничков развиваются постепенно. После рождения они видят все в чёрно-белом цвете, но уже к 3 месяцам они распознают красные и жёлтые тона. Родителям следует знать, что способность восприятия цветовой гаммы с различными нюансами приходит позднее, поэтому игрушки подбираются с учетом особенностей малыша. Только в конце первого года ребёнок сможет различать некоторые оттенки основных цветов.

Этапы развития зрения

Благодаря способности видеть малыш развивается умственно и физически. Получая информацию из внешнего мира, совершенствуются его эмоциональные качества.

Вначале, когда новорождённый начинает видеть, он фокусирует своё внимание на небольшом промежутке - 20-30 см. С момента рождения малышу трудно управлять своими глазками, а блуждающие зрачки иногда сходятся у переносицы. В моменты общения с мамой у него происходит неосознанное изучение её лица. Совсем простые игры с младенцем помогают развитию глазных мышц. Дети развиваются неодинаково, и это очевидный факт, поэтому вопрос, сколько необходимо заниматься с ним, чтобы укрепить глаза, решается индивидуально.

  • В первый месяц, двигая яркую погремушку перед лицом малыша, окружающие замечают, как он радуется, заворожённо и с любопытством наблюдает за ней.
  • Вблизи он реагирует на мамин взгляд: при медленном движении её глаз из стороны в сторону он следит за ними.

Одновременно с развитием способности слежения за предметами младенцу показывают более разнообразные по цветовой гамме игрушки и весёлые яркие картинки. В 4 месяца, с приобретением некоторых моторных навыков, он может дотянуться до предмета и обхватить его ручками. В процессе роста важно, чтобы у ребёнка было достаточно разнообразных игрушек небольшого размера, которые он может удержать. После 7-9 месяцев у малыша уже нормально сформировано зрение, он видит все издалека, различает лица людей, несмотря на то, что его по-прежнему интересуют близкие предметы.

Как определить качество зрения у ребёнка

Самостоятельно никто из родителей не сможет понять, насколько хорошо формируются глазки у ребёнка. В случае необходимости дополнительно взрослым помогут некоторые наблюдения, которые могут насторожить:

  • после 3-4 месяцев малыш не может задержать взгляд на предмете;
  • подносит игрушки слишком близко, чтобы их разглядеть, или он прищуривается;
  • малыш трёт постоянно глазки руками;

Период адаптации ребёнка - процесс непростой и для него, и для родителей, поэтому обращение к докторам при первых признаках негативных симптомов оградит в будущем от более серьёзных осложнений.

Причины для серьезного беспокойства

Малышей обычно осматривают узкие специалисты разных направлений. Посещение врача-офтальмолога не является исключением. Родители не должны оставлять без внимания любые отклонения, даже незначительные. Поводом для обращения к врачу могут быть:

  • глазки находятся в движении, но ребенок не способен зафиксировать взгляд;
  • один или оба зрачка близко расположены к переносице, либо они закатываются;
  • белые и слегка замутненные зрачки;
  • слезоточивость, чрезмерная световая чувствительность.

Зрение у недоношенных детей

В большинстве случаев малыши, родившиеся раньше срока, адаптируются легко при обеспечении должного ухода, их физическое развитие в дальнейшем может не отличаться от формирования важнейших органов доношенных детей. Но существует риск приобретения такого заболевания, как ретинопатия, и для этого существует некоторые предпосылки:

  • нарушение сетчатки глаз возникает у некоторых деток при первоначальном весе после рождения менее 2 кг;
  • патология может появиться при выполнении процедуры искусственной вентиляции легких;
  • негативное влияние на глаза ребёнка оказывают внутриутробная инфекция, поражения сосудов мозга, другие факторы.

Работа специалистов с недоношенными детьми заключается в постоянном наблюдении за ними, и многие мамы, особенно неопытные, должны доверять врачам, которые делают всё, чтобы предотвратить развитие болезней у новорожденных в начале их обнаружения. В последние годы такие дети благодаря современному оборудованию и высокому профессионализму медиков вырастают здоровыми и сильными людьми.

Наблюдая за окружающим миром, по мере роста малыш все больше обращает внимание на людей и различные предметы. Всегда можно определить по реакции малыша и выражению лица его отношение ко всему. Родители с восторгом и умилением замечают, как уже через некоторое время ребёнок оживляется, его взгляд становится осмысленным, и он проявляет интерес к происходящему вокруг.

На этот вопрос отвечает Вера Ивановна Сердюченко, д.м.н., Институт глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова НАМН Украины.

Прежде всего необходимо определить, видит ли ваш малыш. Первый показатель наличия светоощущения – это реакция зрачков на свет. При повороте лица ребенка к источнику света зрачки сужаются, а если его повернуть в другую сторону, где нет воздействия яркого света, зрачки расширяются.

Учитывая, что у новорожденных детей зрачок узкий и вяло реагирует на свет, необходимо проверять его реакцию путем сильного засвета глаза и лучше в затемненной комнате. Кроме того, при воздействии яркого света ребенок смыкает веки (зажмуривается).

У недоношенных детей освещение глаза может сопровождаться не только реакцией зрачка, но и общей двигательной реакцией в виде закатывания глаз кверху, вздрагивания, поворота головы от света. Значит, светоощущение у ребенка имеется.

Еще один признак, указывающий на наличие зрения у ребенка, является условный рефлекс смыкания век в ответ на быстрое приближение к его лицу какого-либо предмета. Это рефлекс обнаруживается с 2-3 месяцев жизни.

Еще один условный рефлекс, который характеризуется беспокойным выражением лица, общими двигательными реакциями и открыванием рта в ответ на вид материнской груди, развивается к 9-й неделе и позже, что также свидетельствует о наличии зрения у ребенка.

Важным моментом, характеризующим хорошее зрение у ребенка, служит его реакция на приближение или появление матери в поле зрения, т.е. реакция узнавания. Можно проверить также реакцию слежения за яркими или светящимися объектами, удаленными на различные расстояния.

Следует отметить, что новорожденный ребенок не фиксирует свое зрение на окружающих предметах. Его глаза бесцельно блуждают. Регулярная фиксация наблюдается в основном с трех месяцев, хотя в этом отношении возможны большие колебания. Маме необходимо следить, фиксирует ли ребенок взгляд на ее лице, на груди, на игрушках, следит ли за ними. Необходимо обращать внимание на положение глаз – не косит ли ребенок. Небольшое косоглазие в первые 6-10 недель может быть физиологическим и затем исчезает.

Следует также проверять подвижность глазных яблок, показывая ребенку какую-либо игрушку в различных направлениях (вверх, вниз, вправо, влево, в диагональных направлениях); при этом кто-то должен фиксировать головку ребенка. Мать должна обращать внимание, совершают ли глаза симметричные движения или один глаз отстает при этом от другого; доходит ли роговица при движениях глаз по горизонтали до края глазной щели.

При замеченном косоглазии или нарушении подвижности глазных яблок следует обратиться к врачу (как к окулисту, так и к невропатологу, поскольку указанные состояния могут быть обусловлены какими-либо неврологическими причинами). Врач-окулист может определить оптическое строение глаз и установить, не показаны ли ребенку очки. При показаниях очки могут быть одеты в возрасте 8-9 месяцев.

  • Когда слышит и видит
  • Развитие по неделям
  • Грудное вскармливание
  • Новоиспеченные мама и папа начинают общаться со своим малышом с первых дней его жизни. И пока кроха спит, вопросов обычно не возникает. Другая ситуация - во время бодрствования. Глазки малыша мутные, все время куда-то косят, взгляд не фокусируется. Родители нередко задаются вопросом, а видит ли их чадо, узнает ли.

    Способность детишек после рождения крепко спать, даже если в комнате шумно, также становится причиной сомнения - а слышит ли малыш? В этой статье мы расскажем, что и как видит и слышит ваш новорожденный.

    Формирование слуха и зрения до рождения

    Слышать дети начинают еще в период беременности: в общих чертах – с 17 недели беременности, а осознанно и отчетливо - на 27 неделе.

    Эмбриогенез слуха очень сложный, продолжительный. Формирование зачатки внутреннего уха начинается примерно на 5 неделе. В 8 недель формируются структуры среднего уха, наружное ухо (ушная раковина) оформляется уже в последние три месяца, а отвердевает хрящевая ткань ушной раковины совсем незадолго до родов.

    До середины срока вынашивания малыша идет формирование лабиринта. Становится твердым он к 17-18 неделе, продолжается отвердевание слуховых косточек и длится это почти до рождения.

    Первые звуки малыш в маминой утробе начинает улавливать на 16-17 неделе, и пока это совсем не те звуки, которые воспринимаем мы с вами. Кроха улавливает отдельные звуки извне, слушает мамино сердце, перистальтику ее кишечника, ток крови, голос, но его головной мозг пока не анализирует звуки, ведь кора головного мозга еще не сформирована. Таким образом, плод ловит вибрации, создаваемые звуковыми волнами.

    Полноценно улавливать звуки, то есть слышать и анализировать звук, кроха начинает лишь в конце второго триместра. Уже в материнской утробе он может поворачивать головку на звук. Но звуки для него звучат приглушенно, этому способствуют околоплодные воды, плотная брюшная стенка мамы. После рождения слуховым функциям предстоит адаптация к новым условиям существования.

    Со зрением все обстоит чуть проще. Зрительные бугорки (прообразы будущих глаз) начинают формироваться со второй недели беременности. С 4 недели начинается формирование хрусталиков, а веки и склеры формируются к середине беременности.

    Как и в случае с центром распознавания звука, центр зрения в мозге появляется к началу третьего триместра. С этого момента плод начинает дифференцировать свет и темноту, ночь и день. К моменту рождения глазки крохи сформированы, но отличаются незрелостью всех его отделов.

    Таким образом, видеть и слышать ребенок начинает еще внутриутробно, до своего появления на свет. Но это качественно иные зрение и слух.

    Особенности слуха после рождения

    Ребенок приходит в этот мир хорошо слышащим. У него, если нет патологий или аномалий развития органов слуха, с первых же минут появляется оценить то, в какой чудовищно громкий мир он явился. Звуки обрушиваются неожиданно и повергают малыша в стресс. Любой громкий звук может вызвать рефлекторное вздрагивание.

    Первый месяц все ваши сказки и песенки, а также сюсюканья бабушки и деда, для малыша - пустой звук. Он находится в процессе адаптации и не способен пока распознавать знакомые и незнакомые звуки. Но уже в 1 месяц малыш начинает прислушиваться к голосам.

    Первое, что он улавливает - интонации. Уже с первых недель жизни кроха будет чувствовать именно интонации. Что именно при этом будет говорить мама - сказку или формулы из области ядерной физики задушевным голосом - значения не имеет.

    К трем месяцам у ребенка слуховой центр синхронизируется с речевым, и в ответ на знакомый звук кроха уже сможет ответить приветственным всплеском ручками, интонационными «гуканьями». К полугоду дети отлично ориентируются в том, откуда идет звук, поворачивают голову на звук, реагируют на собственное имя.

    Если очень хочется порадовать малыша нежными песенками и стихами, заучивайте их к полугодовалому возрасту. В 5-6 месяцев кроха сможет по достоинству оценить их.

    Что видит ребенок?

    Новорожденный ребенок воспринимает зрительно мир как скопления тусклых пятен разного размера без выраженных границ. Четкость зрения в первые недели жизни отсутствует. А потому размещать над кроваткой новорожденного яркие игрушки и мобиль как минимум не имеет смысла, во всяком случае до возраста 1 месяца.

    Уже в месяц малыш может различать некоторые крупные предметы, отнесенные от его лица на расстояние около 40 сантиметров. Но удерживать на нем взгляд малыш пока не в состоянии. Глазные мышцы слишком слабы для того, чтобы ребенок мог фокусировать взгляд в статичном положении.

    Зрение малыша до месяца не является черно-белым, как думают некоторые, а также не является перевернутым. Дети видят все в нормальном положении в пространстве, но размыто (по причине физиологической дальнозоркости). Из-за маленьких глазных яблок формирование образа происходит за пределами сетчатки, а не на ней.

    Новорожденный ребенок обладает развитым зрительным рефлексом - если посветить фонариком в лицо ребенку, он дернется, зажмурится и может даже заплакать. Когда ему исполнится полных три недели, малыш начнет видеть размытые пятна практически в цвете - начинается становление цветового зрения. Это означает, что грудничок пока не может видеть маму и отличать ее от других людей визуально, но это вовсе не означает, что он ее знает, просто воспринимает самого близкого человека кроха при помощи тактильных ощущений и знакомого запаха.

    После месяца кроха начинает удерживать взгляд на статичном предмете, правда, он на это способен лишь совсем ненадолго. В 2 месяца фокусировка взгляда на предмете становится более длительно и, ура - малыш начинает видеть лицо мамы и отличать ее от других лиц. В этом же возрасте приходит возможность распознавания красного цвета.

    В три месяца малыш начинает следить за предметом глазками, ему это хорошо удается, если сам интересующий его предмет перемещается плавно. К цветам, которые видит и различает малыш, добавляется желтый.

    К концу пятого месяца жизни ребенок может различать цвета спектра, включая зеленый и синий, он узнает близких и может рассматривать предметы на расстоянии метра от себя. В 6 месяцев ребенок смотрит разумно и фиксированно, зрение становится стереоскопическим, объемным. Начиная с 7 месяцев, ребенок осознанно оценивает предметы, расстояние между ними, переключает свое внимание с ближних предметов на удаленные и наоборот.

    Как помочь малышу развить органы чувств?

    Таким образом, после рождения малыш каждый день будет совершенствовать свое восприятие мира - слуховое и зрительное. Задача любящих родителей на этом этапе – помочь ребенку, чтобы процессы адаптации были более комфортными.

    Для развития слуха нужно чаще разговаривать с малышом, давать ему прослушивать различные звуки - высокочастотные, среднечастотные и низкочастотные. Включайте малышу музыку, лучше - классическую. Старайтесь исключить слишком громкие и резкие звуки, но совсем в тишине ребенка также оставлять не стоит.

    Все развивающие занятия, купание, массаж, ежедневную гимнастику сопровождайте беседами с крохой, песенками и стишками, прибаутками, пойте ему колыбельные. Сначала кроха будет лишь воспринимать интонационные нюансы, но постепенно научится слушать слова.

    Нужно отметить, что развитие умения слушать и слышать развивает речевые навыки, ведь большинство малышей уже к 3-4 месяцам пытают гулить, повторять услышанные комбинации звуков.

    Для развития зрения необходимо, чтобы комната малыша была достаточно хорошо освещена естественным солнечным светом. Полумрак замедляет развитие органов зрения.

    Игрушки и погремушки нужно подвешивать на расстоянии от 40 до 60 сантиметров от уровня лица. Кроватку в комнате надо поставить так, чтобы подойти к ней мама могла и справа, и слева. Тогда малыш будет воспринимать окружающий мир с двух сторон.

    Погремушки и другие игрушки нужно выбирать того цвета, который малыш уже умеет видеть, с 2 месяцев - красные, с трех - красные и желтые, с полугода - всех цветов. Рядом с кроваткой в детской не должно быть зеркал и источников искусственного освещения.

    С полутора месяцев можно показывать ребенку контрастные черно-белые геометрические фигуры, нарисованные мамой на листе бумаги или распечатанные из интернета. С трехмесячным крохой занятия должны проводить при использовании ярких и цветных предметов и рисунков.

    Гуляя на свежем воздухе, нужно обращать внимание малыша на птиц, животных, автомобили и людей. Так кроха быстрее научится уверенно следить за движущимися объектами.

    Главное, что могут сделать родители для развития детских органов чувств, - внимательно наблюдать за поведением ребенка. При обнаружении тревожных симптомов нужно обязательно показать ребенка соответствующему специалисту.

    Признаки патологий

    Заподозрить проблемы со слухом можно по отсутствию реакции на резкий звук. Новорожденный обязательно должен реагировать на него испугом, вздрагиванием, закрыванием глаз.

    Если малыш в 2-3 месяца не реагирует на обращенный к нему голос, на звук погремушек, это является веским основанием для визита к узкому специалисту - врачу-сурдологу. Иногда малыши могут слышать только низкие и средние частоты, а высокие не воспринимать. Это будет свидетельствовать об определенной степени тугоухости. Проверить это можно, насыпав немного манной крупы в стеклянную или металлическую банку. Потрясите банкой над головой малыша. Если он демонстрирует реакцию на звук, со слухом все в порядке.

    Проблемы со зрением хуже поддаются самостоятельной домашней диагностике. Но обратиться к офтальмологу родители обязаны, если у ребенка в возрасте 1 месяца отсутствует реакция зрачка на яркий свет (зрачок не сужается), если в трехмесячном возрасте он не фиксирует взгляд и не пытается посмотреть на беззвучные предметы.

    О проблемах может говорить отсутствие способности следить взглядом за матерью, перемещающейся по квартире и за движущими

    Новорожденный ребенок - это настоящая terra incognita, целый материк чувств и смыслов. который пока скрыт от вас. Вы полюбили его задолго до той минуты, когда он появился на свет. Его рождение захлестывает вас такой волной счастливого восторга, что вопрос «а любит ли меня ребенок» в первый момент остается за бортом. Кажется, что он просто обязан испытывать те же чувства… или не обязан?

    Вы родили скандалиста!

    Первые эмоции, которые демонстрирует новорожденный - сплошь негативные. Он голоден - он плачет. Ему холодно - он кричит. Ему неудобно - не сомневайтесь, он найдет способ выразить свое недовольство. По сути, такая скандальность - естественный механизм выживания малыша. Однако даже неопытная мама быстро учится различать в плаче целый спектр чувств: протест, недовольство, жалобу, просьбу. Очень скоро она уже отличает сигнал о мокрых пеленках от просьбы уложить поскорее спать.

    Между мамой и ребенком устанавливается настоящий эмоциональный контакт, когда чувства одного тут же улавливаются и воспринимаются другим.

    Для ребенка это не просто удовлетворение насущных потребностей, но настоящая школа эмоций; он учится оперировать ими, ощущая, что от его усилий есть отдача. Уже очень скоро он не только сообщает о своем нынешнем состоянии «в пространство», но обращается к конкретному человеку - маме, пытаясь привлечь ее внимание. Однако маме, безусловно, хочется большего - взаимной любви и привязанности. Подождите несколько недель!

    «От улыбки станет всем светлей…»

    Нравится нам это или нет, но позитивные эмоции младенца имеют социальную природу. То есть он может быть сыт, сух, находиться в тепле, но не станет вас за это благодарить и сообщать, что он счастлив и всем доволен. Только общение может побудить его выражать свои теплые чувства. Обычно счастливые мамы и папы дожидаются первых позитивных эмоций младенца около месяца. И вот она, долгожданная награда - первая улыбка!

    Сперва малыш улыбается, «отражая» выражение лица взрослого, но очень скоро он начинает узнавать маму и улыбается ей гораздо эмоциональней, чем остальным.

    Ребенок спешит проявить радость от контакта, даже если мама устала или чем-то озабочена, словом - сама совсем не улыбается.

    В 3-4 месяца проявляется «комплекс оживления». Ребенок испытывает положительные эмоции от контакта с группой близких людей, причем не только от самого контакта (когда его кормят, гладят, целуют, играют), но уже от его ожидания. Только заслышав голос мамы, папы или бабушки, малыш оживляется, начинает гулить, двигать ручками и ножками, улыбаться. С одной стороны, он учится привлекать к себе внимание при помощи положительных, а не только отрицательных эмоций. С другой стороны - это его первая ответная реакция на ваши действия, а не только на внешние неудобства. Приятно, не правда ли?

    Океан любви

    К тому времени, как малышу исполнится полгода, он начинает испытывать и осознанно проявлять свои чувства по отношению к окружающим. Он перестает радоваться всем подряд и выделяет круг знакомых лиц. К людям, которые ежедневно занимаются с ним, начинает формироваться привязанность, а к незнакомцам (гостям, или, например, врачу) кроха начинает относиться с подозрением и недоверием.

    Конечно, это еще не осознанная любовь, в том смысле, в котором мы обычно употребляем это слово, но это уже ее основа. И хотя кажется, что в этом нежном возрасте малыш еще мало что понимает и все быстро забудет, важно проявлять свою любовь, принятие и уважение как можно более полно и открыто: вы не просто выражаете свои чувства к малышу, но учите его любить себя и окружающих.

    О том, насколько успешно проходит это воспитание чувств, можно судить по интенсивности проявления сопереживания.

    Для малыша до года - это наиболее сложное чувство, ведь его вызывают обстоятельства, не имеющие к нему непосредственного отношения. Если ваш ребенок расстроился, увидев огорченную маму - поздравляем, вы воспитали чуткого и восприимчивого малыша!

    Удивительный мир

    Эмоции полугодовалого малыша, в отличие от младенца, уже не просто имеют знак «+» или «-». Они носят дифференцированный характер - ребенок учится выражать гнев, печаль, удивление, восторг… Научиться этому он может только от родителей, чье эмоциональное поведение старательно копирует. В незнакомой или непривычной ситуации он первым делом смотрит на маму - только она служит его эмоциональным ориентиром. Если он не видит на ее лице отрицательных эмоций, то и сам не воспринимает произошедшее как нечто опасное, неприятное или тревожное.

    Пугливые дети, «маленькие бояки» - это, чаще всего, дети тревожных мам, на лице которых появляется испуг от падения ребенка, его контакта с землей, цветами, насекомыми, кошками, собаками…

    Не менее важная эмоция - удивление. Ее появление свидетельствует о начале этапа познания. Цепочка удивление - любопытство - радость сопровождает расширение границ мира ребенка. Завершается первый этап эмоционального взросления, активное взаимодействие с предметным миром начинает новый этап - интенсивного интеллектуального развития.